"Поповские" кии - это кии, о которых ходят легенды, кии со 120-летней историей, кии, которыми играют легенды русского бильярда, звёзды театра, кино и эстрады, кии, признанные лучшими в мире. Каждый кий изготавливается полностью вручную, от начала и до конца. Мастером является Виктор Александрович Бойко, ученик легендарного мастера Андрея Петровича Чемоданова.
Андрей Петрович Чемоданов родился в 1881 году в городе Астрахань, в районе Старой пристани, где было нетрудно затеряться и пойти по дурному пути не только юному созданию, но и взрослому. Да не таков был отец Андрея, служивший всю свою долгую жизнь садовником. Он понял, что сможет потерять сына - одно единственное чадо в семье, появившееся у него в шестидесятилетнем возрасте. Как только мальчик закончил четыре класса церковно-приходской школы, так сразу же был определён в подмастерье к столяру - краснодеревщику, мастерская которого находилась рядом с бильярдным клубом "Водник". И всякий раз, когда нужно было выметать стружку или бежать за водкой для мастера, Андрея не оказывалось на месте. И всякий раз его находили в бильярдной либо за чисткой столов, либо за игрой с маркёром Степаном.
Но это продолжалось недолго. Отец Андрея, Пётр Чемоданов по житейским обстоятельствам переехал на жительство в Баку, когда сыну было уже тринадцать лет и величали его за всякие столярные изобретательства не иначе как по имени - отчеству. Впрочем, благодаря этому, отцу не составило большого труда устроить его на самую крупную бакинскую мебельную фабрику. А в свои неполные шестнадцать лет Андрей Чемоданов занимает должность старшего мастера модельного цеха этой фабрики с окладом в семь золотых в неделю, когда хорошая корова стоила три рубля. Хозяином упомянутой фабрики был в то время относительно молодой армянин, страстно любивший бильярд. Всё свободное от фабричных дел время он отдавал этой прекрасной игре. И вот однажды, после неудачного случая с лошадью, он поломал свой кий. Утром он рассказал об этом мастеру Чемоданову, а тот пообещал сделать новый кий, как получится, в течение двух недель. Накануне Нового Года хозяин фабрики (фамилию его , к сожалению, установить не удалось) получил от 19-летнего Чемоданова замечательный кий с монограммой из слоновой кости и надпись "Артёму Рубеновичу 1900 г А. Чемоданов". И полетела слава о нём в разные концы света: русский Страдивари! И посыпались заказы от знатных особ.
В конце двадцатых годов прошлого столетия, слухи о знаменитом мастере дошла до высокопоставленного руководства СССР. Андрея Петровича, уже директора этой фабрики, приглашают в Москву мастером “номер один” в Народный комиссариат иностранных дел. Переехав в Москву, мастер стал изготавливать столы, шары и кии для высокопоставленных людей Кремля. Он стал личным тренером Сталина. Игра в бильярд была рекомендована Сталину врачами для физических упражнений правой руки. Он брал уроки игры каждую неделю. Со временем бильярд очень полюбился вождю. Но из-за физического недостатка, игра ему давалась с трудом. Сталин очень не любил, что ему подыгрывают, но и проигрывать не любил, поэтому любимым его партнеров по игре в бильярд был Михаил Калинин, который играл хуже вождя. Иосиф Виссарионович запрещал Чемоданову участвовать в бильярдных турнирах и заниматься тренерской деятельностью. Детей Сталина, Василия и Светлану, Андрей Петрович тренировал с детства. После смерти Сталина Андрей Петрович прекратил свою тренерскую деятельность. Он полностью посвятил себя изготовлению бильярдных столов и бильярдных аксессуаров. Андрей Петрович Чемоданов прожил более девяносто лет и оставил о себе память в истории бильярда, как талантливый мастер и незаурядная личность. Он умер в 1970 году.
Сын Андрея Петровича, Геннадий Андреевич, продолжил дело своего отца, причём довольно успешно. Его кии так же сильно ценились и считались лучшими среди бильярдных киёв для русского бильярда. Все свои знания и технологию Геннадий Андреевич передал Виктору Александровичу Бойко, который продолжил изготавливать кии высшего качества по “семейной” технологии Чемодановых, вот только кии стали называться “поповские”. Многие в бильярдном мире думают, что это название из-за того, что он священник, но на самом деле это не так. Просто Виктор Александрович очень верующий человек. Свои кии он изготавливает полностью вручную, даже финальная обработка делается не на токарном станке, а строгается рубанком. Каждый кий рассчитывается по параметрам, чтобы он обладал всеми теми самыми “легендарными характеристиками”.
Запилы
Запилы на киях Виктора Александровича Бойко очень тонкие (1мм) и длинные до (25см) и не совсем ровные. На подделках же запилы толстые, короткие и ровные.
Форма
Все кии рассчитываются индивидуально, для того, чтобы каждый кий обладал очень хорошими игровыми характеристиками. Для достижения этой цели даже конус кия выводят особенным образом, в “три конуса”. Первый “конус” тонкий - от наклейки до середины кия, второй потолще - от середины до ручки и третий, более толстый – идет по ручке. На подделках кий сделан в один “конус”. Кстати, каждый “поповский” кий доводится не на токарном станке, а строгается рубанком.
Запах
Все кии Виктора Бойко обладают запахом ладана (как от иконы в Церкви) - который невозможно подделать.
Клеймо
Цельная печать в виде букв “V” и “B” и совмещенных двух треугольников и креста, расположенных между букв. Потом клейму придают золотистый цвет. На копиях данное клеймо обычно выцарапывают или выжигают, или вовсе не ставят крест.
Игровые характеристики
Первое, что выделяет Виктора Бойко от остальных производителей – стабильность. Все кии довольно стабильно играют, все игровые. Кии очень плотные, в меру жёсткие, после удара игрок может почувствовать, как кий придаёт шару дополнительное ускорение. Именно такие кии называют бьющими, игровыми. Среди профессиональных игроков русского бильярда каждый кий Виктора Бойко имеет очень большую популярность за свои неповторимые игровые характеристики.